7 чекпойнтов оценки маркетплейса

7 чекпойнтов оценки маркетплейса
19.07.2019
Грамотная оценка бизнеса строится на анализе данных продаж и вовлеченности покупателей. Масштабы маркетплейса, работающего с обеими сторонами сделки, усложняют процесс аналитики.

Если этапы разработки маркетплейса позади, MVP показала жизнеспособность и площадка начала привлекать клиентов и продавцов, самое время обратить внимание на метрики для точной оценки проекта.

Грамотная оценка бизнеса строится на анализе данных продаж и вовлеченности покупателей. Масштабы маркетплейса, работающего с обеими сторонами сделки, усложняют процесс аналитики. Разберемся в том, на что в первую очередь стоит обратить внимание при оценке такого специфичного, но популярного на сегодня формата онлайн-ритейла, как маркетплейс.

Оценки успешности

Анализ метрик сильно зависит от вида маркетплейса. Выделяют следующие виды площадок:

  • Бизнес – бизнес (b2b площадки, например, тендерные закупочные порталы)

  • Бизнес – клиент (Wildberries, Amazon)

  • Клиент – клиент (Uber, YouDo, Airbnb)

У них, соответственно, различаются бизнес-модели. В случае с такси-сервисами удобно брать комиссию с каждой поездки. Для доступа к базе заказчиков YouDo существует платная подписка, а если хотите быстрее продать на Avito, то придется потратиться на спецразмещение. Так что вариантов финансовых отношений между участниками маркетплейса предостаточно.

Не забываем, что метрики продавцов и покупателей разнятся. Нужно использовать глубокую сегментацию по большому количеству параметров. Рассмотрим семь основных чекпойнтов для маркетплейса, на которые стоит обратить внимание в первую очередь.

Общее число поставщиков услуг или товаров

Пожалуй, самая очевидная количественная оценка маркетплейса. Если вы привлекаете продавцов, значит, увеличивается товарная матрица сервиса или скорость выполнения заказов. Но цифры без привязки к конкретике могут соврать – смотрите активность вендоров. Сколько они оставили объявлений после регистрации, как часто создают новые, обновляют ли профиль и т.д. Заинтересовывайте их в размещении и проявлении других активностей, используйте маркетинговый потенциал.

Число предложений

Этот показатель вытекает из предыдущего. Рост поставщиков без их активности не имеет смысла. Считайте прирост количества объявлений на разных временных отрезках, среднюю стоимость предложений (сегментируя по категориям), регулярность появления новых товаров у одного мерчанта.

Вовлеченность клиентов

Понятие вовлеченности относительно. Для агрегаторов такси смотрим метрики за минимальный период времени (день, неделя), а для сервисов по бронированию жилья учитываем сезонность. Оценивать активного пользователя можно по количеству заказов и времени, проведенному на сайте. Из вовлеченности вытекает понятие исполняемости заказа. Набрав широкую линейку статистических данных, вы сможете оценивать вероятность совершения сделки на разных этапах взаимодействия пользователя с платформой. С помощью этой информации, например, можно понять, что заказ «подвис» и для закрытия сделки требуется лишь дополнительное уведомление клиенту.

Число сделок

Считаем как закрытые сделки, так и оставленные в корзине товары или заявки, не доведенные до конечного этапа. Анализ незавершенных сделок важен, ведь человек мог «прицениваться» к услуге, чтобы в будущем выбрать заказчика. Процесс покупки/аренды недвижимости или масштабных грузоперевозок долог, и настройка ретаргета для такого сегмента пользователей принесет прибыль позднее.

Стоимость клиента

Customer acquisition cost – стоимость привлечения нового пользователя маркетплейса. У вендоров и заказчиков значение CAC будет сильно отличаться. Формула, по которой рассчитывают значение – это отношение стоимости маркетинговых и программных затрат к общему числу новых клиентов. Показатель важно соотносить со значением LTV (Lifetime Value). Если за все время работы с сервисом клиент принес меньше денег, чем он вам стоил, маркетплейс убыточен. При этом прибыль не всегда закладывается в первую же сделку. Например, Uber может себе позволить выйти в плюс после n-ого количества заказов. Это связано с частотностью взаимодействия с приложением. Ведь если человека устроило качество услуг, то он с высокой степенью вероятность вернется. А поводов воспользоваться такси достаточно. Так что через 3-5 поездок клиент уже приносит прибыль.

CAC

Красный треугольник – клиент работает «в минус», зеленый – «в плюс». Payback – точка окупаемости

GMV

Gross Merchandise Volume – общий оборот товаров или услуг, проданных на маркетплейсе. Формула проста. GMV = количество проданных товаров х среднюю стоимость. Чтобы подсчитать значение выручки необходимо умножить на процент, который маркетплейс оставляет за собой. Данные показатели сложнее считать, если сделки не проходят напрямую через сайт. Потребуется ввести дополнительную опросную форму для пользователя. Как пример, при закрытии объявлений на Avito, вам предлагается ответить на вопрос о причинах снятия.

gmv

Оборот стоит сегментировать по временным интервалам, чтобы оценить динамику роста

Прибыль

Зная выручку нетрудно подсчитать и чистую прибыль маркетплейса. Учтите все затраты на маркетинг, программное обеспечение, ФОТ и прочие расходы, и вычтите их из показателя общего валового дохода. Если получилось отрицательное число, пора принимать меры по реструктуризации проекта.

Создание маркетплейса требует серьезных финансовых вложений. Даже коробочные версии от CS-Cart или Битрикс будут стоить от 300 тыс.руб. Минимальное доведение системы и модулей до требуемого вам вида в 2-3 раза увеличат эту сумму, а затраты на маркетинг могут быть кратно больше. При условии таких вложений нужно сразу понимать, как оценивать динамику роста проекта.

К счастью, бизнес в интернете имеет массу возможностей для сбора статистической информации. Разобравшись в ней, вы сможете чётко контролировать происходящее и при необходимости действовать на упреждение, избежав потери денег.


О нас

Мы - команда специалистов которые любят своё дело. Наша работа - наше хобби, наши сотрудники - только профессионалы. Мы используем комплексные инструменты маркетинга в реализации Ваших задач! Мы работаем в 7 направлениях для реализации наиболее эффективного подхода к рекламе.

Отзывы

«Я верю, что рисование картин, то, чем я занимаюсь, это только вопрос желания, чтобы делать это хорошо», так говорил один из моих любимых авторов Мауриц Эшер. Для тех специалистов из компании «7 Студио», которые занимаются моим сайтом от А до Я, для них я хочу переформулировать и сказать, что ваша работа совершенно уникальна, ведь именно ваш энтузиазм и отношение к делу позволяет делать ее хорошо. За это вам огромное спасибо!
Sulimart.Ru
Олеся Сулима

Наши клиенты

  • Pizzahut
  • Kiilto
  • Professor
  • Amrest
  • Domantenn
  • Kfc

Достижения

  • Рейтинг рунета
  • Head hunter
  • Top-50

Начать проект с заявки

Форма заказа

Отправлено.

Расчет результативного продвижения сайта

Какая отрасль вашего сайта:
Если у Вас уже есть список запросов:
Выгода 222 000 руб