Этапы создания маркетплейса

Этапы создания маркетплейса
19.08.2019
У любой успешной разработки есть основное правило - ее производят в соответствии с этапами, правилами и выработанными алгоритмами. Можно нарушать каноны, ломать стереотипы, привносить свое новое, но вот общий порядок и алгоритмы очень рекомендуется соблюдать.

Любой стартап начинается с интересной идеи. Вы вряд ли сможете купить ее на рынке. Истории предпринимателей говорят о том, что заделом будущего бизнеса может стать и хобби, и случайная находка. Наверное, единственное, что объединяет всех бизнесменов – это угол зрения на мир, попытка всегда увидеть новые нереализованные возможности для дела.

Уникальность с самого старта

Одна из первых глав устава любого маркетолога – это формулирование уникального товарного предложения (УТП). Маркетплейсы не исключение. В чем заключается особенность вашего программного продукта (торговой площадки)? Придумать хорошее УТП вовсе не так просто, как некоторым кажется на первый взгляд. Фраза, характеризующая УТП, слоган компании, должна быть короткой, ёмкой по смыслу, запоминающейся и отражать сильные стороны бизнеса.

Ребята из Airbnb настоящие мастера рекламы. Ведь они не просто предлагают снять жилье, они создают возможность узнавать мир. Каждый слоган – пример отличного УТП:

Live like a local

Don’t go there. Live there

Бронируй уникальное жилье и впечатления

УТП маркетплейса как идея и концепция проекта

«Добро пожаловать домой» Airbnb

Учитесь у лучших. Внедряйте в свою бизнес-практику передовые методы и способы работы с вашей целевой аудиторией.

Бизнес-модель стартапа

Для составления бизнес-модели маркетплейса придумали специальную схему – Lean Canvas. Взамен длинным и нечитаемым отчётам пришла удобная графическая модель. Модель Lean Canvas:

Модель Lean Canvas при разработке торговой площадки в интернете

Заполнять графы рекомендуется по указанной последовательности.

С Lean Canvas начинается осмысление будущего проекта – от идеи до финансового планирования. Имея на руках убедительную бизнес-модель, можно подыскивать первых партнеров или инвесторов, чтобы разработать маркетплейс под свои потребности с профессиональным инструментарием..

Создание маркетплейса

Определившись с тематикой и бизнес-моделью маркетплейса, пора заняться непосредственным выстраиванием структуры и дизайном проекта. Ключевое правило на этой стадии – дробление на этапы. Каждую итерацию вы будете проходить вместе с группой разработчиков, иногда даже по несколько раз. На первый взгляд может показаться, что лучше заранее расписать ТЗ на 100 страниц и далее ждать от программистов итогового результата. Но практика доказала эффективность Agile-подхода во всем, что касается IT-сферы.

MVP

Хороший стартап придерживается простого правила, когда за максимально короткий промежуток времени создается жизнеспособная модель маркетплейса (MVP). Она тестируется на уже выявленном сегменте аудитории (см. Lean Canvas). Главная задача такой модели – выполнять несущую функцию сервиса. А дизайн, юзабилити, платформа – все это на данном этапе имеет второстепенное значение, хотя и должно быть продумано заранее с перспективой на развитие и усовершенствование. Просто запомните, что на этапе MVP вы тестируете прежде всего не конкретное воплощение, а идею.

Успешно обкатанный MVP с высокой вероятностью привлечет инвесторов. Ведь порог входа на этой стадии ещё низкий.

Типовые платформы

К самым популярным средствам разработки маркетплейсов относят Битрикс и CS-Cart. На них созданы «коробочные» версии платформ, которые при этом обладают гибкими возможностями для дальнейшей настройки под индивидуальные требования заказчика. Такие платформы выигрывают у самописных архитектур и в цене, и в скорости разработки. Маркетплейс на Битриксе будет стоить в базовом варианте порядка 900 тысяч рублей, а с кастомизацией под клиента 1,5-3 млн. руб.

На CS-Cart маркетплейс цены на базовый вариант сопоставимые, только доведение портала до нужного вида займет по самому минимуму 3-5 месяцев работы в несложном варианте, в случае многофункционального проекта по технологическим соображениям мы рекомендуем использовать всё-таки битриксовую платформу или уже фреймворк.

При разработке на коробочном решении вы можете и быстро запустить проект, и положиться на опыт квалифицированной студии, которая уже имеет опыт такой разработки. Да и просто всегда логично дорабатывать любое ПО у его разработчика, если говорить о качестве.

Если же структурных аналогов вашей идеи на рынке нет, бюджет спокойно переживет затраты в несколько миллионов рублей, необходимых для создания индивидуального проекта, можно написать маркетплейс с нуля. В случае, когда вы не уверены в каком-то из имеющихся ресурсов, то мы рекомендуем воспользоваться коробочным решением. На рынке достаточно примеров, разработанных на типовых платформах.

UX-дизайн

Под понятием UX подразумевают дизайн, направленный на облегчение взаимодействия пользователя с веб-приложением. Анализ поведенческих факторов поможет понять, где слабое место у сайта. По сути, UX-дизайн решает краеугольную задачу дизайна вообще, только в формате web – упрощение пользования объектом. Разница в том, что создание правильного контекста на сайте повышает его конверсию, а значит отмахиваться от UX точно не в интересах предпринимателя.

Создание удобного интерфейса для пользователей на маркетплейсе

UI – графический интерфейс, UX – структура взаимодействия покупателя с продуктом

Продвижение

Способы продвижения проекта можно поделить на три категории:

-                  Пиар (пресс-релизы, статьи в интернет-журналах, реклама от лидеров мнений)

-                  Брендинг (создание узнаваемого фирменного стиля)

-                  Рекламные каналы

Для маркетплейса наиболее актуальны избирательная контекстная реклама, дешевый трафик из сетей и SEO-продвижение. Хотя такие гиганты рынка как Avito или Циан время от времени даже запускают и оффлайновую рекламу: билборды или телевизионные ролики. Но все-таки основой для веб-проектов остаются органическое поисковое продвижение, контекстная и медийная реклама в интернете и сопутствующие виды.

Аналитика

Чтобы оценить эффективность проекта, нужно ввести количественные показатели. Маркетплейсы оценивают по следующим критериям:

-                  Количество объявлений

-                  Число клиентов

-                  CAC (цена клиента)

-                  LTD (жизненный цикл клиента)

-                  Общий оборот

-                  Валовый доход

-                  Прибыль

Само собой, итоговым показателем будет чистая прибыль. Но вполне допустимо, что в первые месяцы работы маркетплейс будет убыточен, так как критическая масса пользователей ещё не набрана. Тогда оценивайте темпы роста. Маркерами роста являются количество продавцов на сайте и число свежих объявлений. Если с этими пунктами все в порядке, то площадка имеет все шансы выйти в плюс.

Этапы создания маркетплейса

Часто приходится видеть ошибочное мнение на сайтах, когда за этапы выдаются технические блоки работ по разработке непосредственно интернет-сайта маркетплейса. Прототипирование, дизайн, создание фронтенд-верстки, программирование, тестирование и наполнение контентом - это всё этапы технического процесса создания сайта торговой площадки. Сам маркетплейс – это пул организационных, юридических, маркетинговых и технических мероприятий, одной из составных частей которых является в том числе разработка интернет-сайта маркетплейса. Приведенные выше пункты – это этапы разработки интернет-площадки, но не этапы создания маркетплейса. Конечно, их стоит в общих чертах знать и понимать, но давайте все-таки проговорим о настоящих этапах создания своей торговой площадки.

По опыту нашей работы с множеством заказчиков создания торговых площадок мы совершенно четко понимаем пункты развития и достижения успеха проекта, и важность выполнения различных работ по проекту, непосредственно влияющих на дальнейшую успешность маркетплейса. Поэтому первые этапы создания маркетплейса появляются намного раньше старта разработки.

Глобально в построении плана действий необходимо упорядочить процессы в следующих сферах:

Покупатель должен иметь удобный инструмент заказа доставки, пример Перекрестка1. Процессы самой площадки. Это функционал каталога (внутренний для вендоров и публичный для покупателей) – в том числе загрузка товаров, обновление, мастер-выгрузки, система контроля со стороны оператора маркетплейса, наценки, маркетинговая политика и так далее.

 Работа с заказами: обработка, контроль за ними со стороны оператора, доставка и возвраты (организационно, юридически и технически на портале). Важный момент – документооборот, его интеграция с учетными системами вендоров и маркетплейса (в зависимости от схемы работы).

2. Взаимоотношения маркетплейса с покупателем. Режим отображения каталога для разных типов покупателей / регионов, сортировки и фильтры, маркетинговые программы (скидочные, бонусные, подключаемые программы лояльности).

Взаимодействие покупателя, площадки и вендоров посредством личных кабинетов: заказы, система обратной связи / коммуникации и контроль за ней, различные списки избранного, возможности выгрузок и загрузок (особенно для оптовиков) для быстрых заказов.

И такой удобный функционал Сохраненных корзин как в типовой маркетплейс-платформе.

Удобная важная функция сохранение разных корзин в личном кабинете

3. Взаимодействие с вендорами. Во главу тут ставим личный кабинет, как основу всех процессов продавцов: загрузки и редактирование товаров, их свойств и цен, массовые загрузки и обновления, подключения учетных систем.

На берегу нужно досконально решить:

  • Как будет происходить показ и загрузка товаров;

  • Кто и каким способом будет получать оплату и распределять её;

  • Как будет организована доставка.

Работа с заказами – управление актуальными статусами (для этого иногда делаются отдельные решения для вендоров), работа с доставкой и возвратами (и контроль за ними). Документооборот с возможностью не только предоставлять необходимые документы для покупателей (онлайн-чеки для физлиц или пакет документов для юрлиц), но также и для оператора маркетплейса.

Каждую из функций или бизнес-процессов поставьте в удобной очередности в ряд своих этапов создания бизнес-проекта Создание маркетплейса.

Доля риска

Имея на руках готовый проект с отлаженным механизмом работы с клиентами, предприниматель оказывается перед выбором – продвигать его дальше или продать? Если маркетплейс показывает динамику роста в 20-30% в месяц, то найти инвестиции в Европе или Америке в размере нескольких десятков миллионов рублей вполне реально. Подчас это удается сделать и после участия в российских акселераторах.

Венчурный рынок заинтересован в новых стартапах. Бизнес-инкубаторы, вроде Y Combinator дают шанс заявить о своем проекте и получить средства на его реализацию даже на самых первых этапах. Развивать маркетплейс до уровня топов или продать его вовремя, зафиксировав хорошую прибыль – решать вам.


Распечатать Все записи в теме: Маркетплейсы

О нас

Мы - команда специалистов которые любят своё дело. Наша работа - наше хобби, наши сотрудники - только профессионалы. Мы используем комплексные инструменты маркетинга в реализации Ваших задач! Мы работаем в 7 направлениях для реализации наиболее эффективного подхода к рекламе.

Отзывы

Мне был предложен по моему проекту план реорганизации – портал тяжело работал, не выдавался в поиске и каждая правка занимала уйму времени. После изменений у меня проект, который легко правится, выдается в поисковиках всё больше и больше, и теперь делаем мобильное приложение с компанией «7 Студио». В студии подошли к моему проекту нешаблонно и очень грамотно, результат не заставил себя ждать.
Руководитель телемедицинского сервиса Logoderm.Ru
Роман Раводин

Наши клиенты

  • Amrest
  • Вино.ру
  • Kfc
  • Kiilto
  • Почта России
  • Универмаг "У Красного моста"
  • Ателье вина "Абрау-Дюрсо"
  • Pizzahut

Достижения

  • Рейтинг рунета
  • Head hunter
  • Top-50

Начать проект с заявки

Отправлено.

Расчет результативного продвижения сайта

Какая отрасль вашего сайта:
Если у Вас уже есть список запросов:
Выгода 222 000 руб