Вы наверняка знаете, что владелец крупнейшего мирового маркетплейса Джефф Безос как-то сказал применительно к магазинам на маркетплейсе фразу, ставшую крылатой: «Ваша маржа – это моя возможность». Говорил он это касательно розничной цепи поставок, когда были убраны расходы на посредников в этой цепочке с одновременным поднятием костов самого Amazon.
Эффективности ДА, неэффективности НЕТ
Устранение неэффективности – едва ли не ключевой показатель работы на рынке маркетплейсов, где большая часть взаимодействия на пути товара к покупателю выполняется посредниками. Это как пресловутый пример с газопроводом, ищущим из точки А в точку Б через территорию третьих стран, где платятся аренда, расходы на обслуживание, перекачку и «политические пошлины». И снижение расходов в этой череде затрат напрямую влияет на прибыльность бизнеса.
Amazon был нацелен на то, чтобы продавцы торговали своей продукцией на площадке маркетплейса напрямую, без необходимости привлекать дилеров, субдилеров и прочих посредников, когда обе стороны несут огромные постоянные расходы. Идеальный вариант – это когда условная китайская фабрика размещает товары напрямую на маркетплейсе. В итоге цена для покупателя ниже, у фабрики – налаженный сбыт, у амазона – прибыль, и нет необходимости иметь постоянную головную боль с торговыми посредническими компаниями. Надо сказать, что в России также существуют
примеры, когда целевой задачей создания маркетплейса было размещение именно фабрик-производителей. Было это правда, до начала пандемии, но тем не менее, думаю, что все компании с завершением коронавирусных ограничений будут свои стратегии реализовывать.
Что же вышло у Amazon?
Устранение посредников не сильно снизило затраты. Они просто видоизменились и переместились в другие сегменты торгового взаимодействия между сторонами. Давайте вспомним, что до появления широко распространенной розничной онлайн-торговли вся цепь поставок была весьма тернистой. И например поставщикам крупнейших американских ритейлеров как Walmart нужны были месяцы и годы, чтобы зайти в сеть и стабильно стать поставщиком. В свою очередь, это приводило к тому, что стороны дорожили совместной работой и это играло на руку вопросам качества.
И когда в цепи поставок возникали те или иные моменты недопонимания и сбои, благодаря высокому уровню доверия в данной цепочке было совершенно понятно, что именно нужно предпринять, чтобы благополучно разрешить кризисную ситуацию. Сама схема системы была гарантом того, что риски сбоев будут минимизированы. В свою очередь, при наступлении эры господства онлайн-маркетплейсов, у Amazon все расходы на устранение шероховатостей стали полностью ложиться на плечи поставщиков. И тут важно понять, что эти затраты как раз и включали в себя также затраты на то самое устранение сбоев и минимизацию рисков со стороны поставщика.
Бренд маркетплейса в борьбе за доверие покупателей
Тут следует понимать, что Amazon в рамках своей деятельности ответственности за продаваемые на торговой площадке товары не несет, и продавца иногда бывает сложно найти даже через суд. Основное, чем занимается Амазон – это его поисковый алгоритм, который стремится отсортировать лучшие продукты из миллионов вариантов. И эти отобранные по рейтингам, отзывам и прочим существенным их свойствам товары в глазах потребителей выглядели как предпочтительные варианты продукции брендов и так получалось, что именно это, а не миллиарды рекламных долларов глобальных брендов решали вопрос выбора товара. Тем не менее, для потребителя именно подбор оказался важным, и потому это стало можно так сказать фундаментальной ценностью бренда маркетплейса. Торговая площадка старалась ассоциировать с собой понятие покупательского доверия, и ей это удалось.
Огромные каталоги Амазона и миллионы вендоров управляются иначе, чем оффлайновая сеть поставщиков у того же Walmart. Большинство моментов в процессе осуществления розничной операции у Amazon фактически не поддаются контролю со стороны менеджмента и поэтому максимальное внимание уделяется автоматизации, как едва ли не единственной возможности сделать торговые операции подконтрольными.
Источник визуализации: видео Amazon
Другие игроки на рынке пытаются ввести различные правила и условия. Так, например, китайский Alibaba Tmall.com требует депозита в размере 50 тыс.долл., Walmart требует специального одобрения, ну и многие нишевые площадки так или иначе регулируют выбор вендоров, пытаясь загнать их в рамки, если бы они были розничными продавцами, либо агрегаторы берут на себя ответственность за принятие решений от имени покупателя. Концепции старого мира оффлайновой розничной торговли возвращаются, чтобы достичь того, что интернет-технологии обещали сделать совершенно иным, но не справились с этим.
Как следует воспринимать из теории, торговля без посредников должна приводить к лучшим ценам для покупателей. Однако, на самом деле это приводит к тому, что затраты перекладываются на покупателей. В стремлении маркетплейса Amazon устранить разногласия, не стоит упускать из виду потенциально негативное воздействие, которое такие попытки установления мира между всеми сторонами торгового процесса могут вызывать в конечном итоге. Это подчас важнее кажущихся прибылей от сокращения затратных частей цепи поставок.